18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

# Чавайн_ Шкета _основоположники марийской литературы _2023

18:44 10.10.2023 16+
3503
# Чавайн_ Шкета _основоположники марийской литературы _2023

-Ола

Районная библиотека им.Н.Игнатьева присоединяется к литературному марафону «С. Г. Чавайн и М. Шкетан - основоположники марийской литературы». Литературный марафон посвящен 135-летию со дня рождения основоположника марийской литературы С. Г. Чавайна и 125-летию М. Шкетана (Якова Павловича Майорова), создателя первого драматического произведения на марийском языке. Организатором является Библиотека-филиал №8 МБУК «ЦБС г. Йошкар-Олы»

В краеведческом отделе библиотеки подготовлена книжная выставка "Имени его столетия не сотрут"

Марийская литература родилась 5 декабря 1905 года. Именно в этот день семнадцатилетний юноша, ученик, или, как тогда говорили, воспитанник Казанской инородческой учительской семинарии, Сергей Григорьевич, мариец из деревни Малый Корамас, написал стихотворение «Роща». Это стихотворение было не только первым стихотворением юного поэта, оно было вообще первым оригинальным литературным произведением на марийском языке.

Когда автор прочел свое стихотворение товарищам, оно произвело на них огромное впечатление, вызвало бурный восторг, и было воспринято как чудо, явившееся из ничего.

По его собственному признанию, Сергей Григорьевич Чавайн начал помнить себя с трех лет, с осени1891 года. Первое детское воспоминание – картина проводов в солдаты дяди Йывана, младшего брата отца. 1891 год был годом был годом страшного народного бедствия – голода, огромного по масштабам, охватившего все Поволжье и всколыхнувшего Россию. Но в марийских деревнях голод был обычным явлением. Родители и деды Чавайна были бедняки из бедняков. Бедность была хронической, безнадежной и привычной: жалкие урожаи, вечные недоимки, долги… Обе его бабки зачастую надевали суму и отправлялись по окрестным деревням побираться.

Нищенство не считалось зазорным, в таком положение мог оказаться да и оказывался в трудную пору жизни почти каждый.

Еще одно воспоминание детства: старшина, староста, урядник и стражник за неуплату подачей уводят со двора корову. Мать плачет, отец молчит, понурившись..

Лет с семи-восьми Сергей Григорьевич, как это и велось в бедняцких семьях, начал помогать отцу – и в полевых работах, и в лесу – пилить дрова, гнать смолу. Обычная судьба бедняка. Отец Чавайна был неграмотен, никогда не держал в руках книги, но сына отдал в церковноприходское училище, затем позволил посещать начальную двухклассную школу братства св. Гурия, и, когда мальчик в 1904 году успешно окончил ее и учителя порекомендовали ему продолжать учебу в Казанской учительской семинарии, отец согласился и на это.

В деревне не было обычая по доброй воле отпускать из дома работника. Соседи смеялись над отцом и зло упрекали его:

- Ну и дурак же ты, Григорий, отправил сына в школу. Думаешь, он будет кормить тебя, когда выучится?

Но отец только сказал сыну:

- Я тебе в учебе не препятствую, учись, если можешь, тут я тебе не советчик: человек я темный, как надо поступить, не знаю. Но одно знаю: темному человеку трудно живется. Мы плохо живем, может быть, ты увидишь светлые дни.

С.Г Чавайн поступил в Казанскую инородческую учительскую семинарию в 1904 году.

В Унжинской школе, в которой он учился до семинарии, преподавал русский и марийский языки. П.Г.Григорьев – один из первых марийских революционеров-интеллигентов открыл Чавайну русских писателей и поэтов-классиков. В семинарии тоже были сильны литературные интересы.

Среди любимых авторов семинарских лет Чавайн называет А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Никитина, А.В.Кольцова, М.Ю.Лермонтова. Он начинает переводить отдельные стихотворения русских писателей и поэтов-классиков на марийский язык. Это был первый, но решительный шаг, так как до этого на марийский язык переводились только религиозные книги, и считалось, что для передачи художественных литературных произведений он слишком беден.

Переводить стихи русских поэтов-классиков на марийский язык Чавайн начал в 1905 году и вскоре сделал следующий шаг, перейдя к созданию оригинальных произведений.

И вот, 5 декабря 1905 года С.Г.Чавайн осуществил свой замысел, написав стихотворение «Роща». В это же время он избирает себе литературный псевдоним «Чавайн», то есть принадлежащий к роду Чавая – легендарного марийского богатыря, жившего в 16 веке.

На развитие и направление творчества С.Г.Чавайна и тем самым на развитие марийской литературы с первых же шагов оказали мощное воздействие революционно-освободительное движение, марийский фольклор и передовая русская литература. Поэтому уже на начальном этапе марийская литература приобрела народное – демократическое и просветительское направление.

В 1905 – 1907 годах Чавайн создает ряд стихотворений, одни названия которых дают ясное представление об их характере: «Заря», «Жена бедняка», «Идите, друзья, без стаха», «Знание сильнее бога»…

Гимном учению, знанию является одно из наиболее популярных дореволюционных стихотворений С.Г.Чавайна «Книга»

В 1907 году в Казани начинает выходить первое периодическое издание на марийском языке «Марийский календарь», своеобразный альманах, в котором печатались просветительские заметки, марийские стихи, басни, марийский фольклор. В частности, стихотворение Чавайна «Знание сильнее бога» было напечатано в «Марийском календаре».

От стихов Чавайн переходит к прозе. В 1908 году он пишет по мотивам старинных марийских преданий рассказ, или, маленькую повесть «Йыланда». Несколько рассказов и стихотворений Чавайна составили первую книгу художественных произведений на марийском языке – «Из прошлой жизни марийского народа», вышедшую в 1908 году.

После окончания семинара Чавайн работает учителем.

Новый творческий подъем С.Г.Чавайна начинается после победы Октябрьской революции. В марийских газетах, начавших выходить с 1917 года, С.Г.Чавайн публикует новые стихи, посвященные победе революции, переводит текст «Интернационала», популярные революционные песни. Перерабатывает написанные еще до революции свои прозаические произведения и пишет новые.

Но уже к середине 20-х годов в творчестве С.Г.Чавайна побеждает реалистическое начало. В 1929 году он пишет повесть «Дезертиры» - первое в марийской литературе значительное произведение о гражданской войне. Пьеса «Пасека» (1926-1927), посвященная судьбе марийской крестьянке, до настоящего времени остается одной из наиболее любимых пьес. Последующие произведения С.Г.Чавайна – пьеса «Марийская рота» ( 1931- 1932), героическая драма «Акпатыр» (1935) и особенно роман «Элнет» (1935-1937) явились новыми достижениями писателя.

Сергей Чавайн особенную роль сыграл в становлении и развитии марийского профессионального театра. При жизни по его пьесам были поставлены более десяти спектаклей. Был преподавателем Марийской студии музыкально-драматического искусства, возглавлял литературную часть Марийского государственного театра.

Значительна роль С. Чавайна в организационном сплочении творческих сил Марийской области.

В 1935 г. общественность МАО торжественно отметила 30-летие творческой деятельности С. Чавайна. Его именем тогда же были названы улица в Йошкар-Оле, школы и колхоз в районах области.

Бурная и кипучая деятельность С. Чавайна трагически прервалась в 1937 г. В мае его арестовали по обвинению в принадлежности к ядру подпольной националистической организации, подготовке террористических актов против руководителей страны. Расстрелян 11 ноября 1937 г. Реабилитирован в 1956 г.

Оставить сообщение